На главную страницу
Перейти на
полную версию страницы
НОВОСТИ
ИНТЕРВЬЮ
РЕЦЕНЗИИ
СТАТЬИ
ПРЕМЬЕРЫ
НОВИНКИ КИНО
ТОП 100
ТРЕЙЛЕРЫ

Рецензия к фильму "Утомленные солнцем 2: Предстояние". Байки о войне

Попавшему в концлагерь бывшему комдиву Котову удается выжить, и после начала войны он оказывается в штрафбате. В 1943-м тоже выжившего в ванне со вскрытыми венами Митю Арсентьева вызывает Сталин и приказывает найти на фронте Котова и передать ему некую секретную папку. Самый обсуждаемый отечественный кинематографист Никита Михалков представляет свой высокобюджетный долгострой, объявленный "великим" еще до выхода - первую часть дилогии "Утомленные солнцем 2" про бытовую сторону войны.


Действительно велик в картине только хронометраж - при трехчасовой продолжительности "Утомленные солнцем 2" безбожно затянуты. Со всем остальным заметно хуже - "Предстояние" не стало ни российским "Спасти рядового Райана", ни сколько-нибудь цельной историей про человеческие характеры, а свелось к набору зарисовок о войне, скрепленных вместе грубо сколоченными сюжетными рамками.


Похожее впечатление в свое время произвел фильм Оливера Стоуна "Александр" - как и в нем, в "Предстоянии" повествование построено по принципу "А еще вот такой был случай". Сюжет скачет во времени туда-сюда - из 1941 года в 1943-й и обратно; чекист Арсентьев ездит по фронту и словно собирает фольклор про Котова: вот он выжил под гусеницей танка, вот отшлепал пленного немца, вот отказался покидать штрафбат после двух ранений.


По ходу рассказываемых баек на экране возникает туча второстепенных персонажей - как с нашей, так и с немецкой стороны - за обрисовкой которых у Михалкова не остается времени на главных героев (несмотря на поистине эпическую продолжительность фильма). Нет не то что раскрытия характеров - ни один из основных героев даже связной истории не получает: лишь набор фактов биографии, как в трудовой книжке.


Большинство второстепенных героев в фильме, кстати, почему-то изъясняется многословными типично михалковскими монологами с его же проникновенными нотками в голосе. Подобные монологи особенно странно звучат в устах суровых, огрубевших в боях фронтовиков вроде командира штрафного батальона - выдавая театральную фальшивость.


С "правдивым изображением войны" тоже плохо: Михалков провалил всю батальную часть фильма. В этом уже просматривается закономерность: у искусных режиссеров, ставящих мощные картины о характерах, почему-то совершенно не получается снимать батальные сцены.


Михалкову очень хотелось превзойти "Райана" и "Перл-Харбор" - но вместо этого у него получилась рыхлая суета со стрельбой, как у Клинта Иствуда в дилогии "Флаги наших отцов" и "Письма с Иводзимы", и невыносимо позорные сцены с тонущей баржей и компьютерными немецкими самолетами.


Михалков хотел крутую и жесткую перестрелку и рукопашную в тумане, как в "Тонкой красной линии" - но вместо этого у него вся сцена боя погрязла в дыму, как у Оливера Стоуна - битва про Гавгамелах в фильме "Александр".

Из трехчасового "Предстояния" выделяется лишь один мощный эпизод про штрафбат, отражающий атаку немецких танков вместе с юнцами - кремлевскими курсантами ("Цвет нации - от 183 сантиметров роста!"). Вспышки выстрелов в тумане выглядят страшно и красиво; а пока идет подготовка к бою и, после, - поле трупов заметает снег, на сердце делается горячо и горько.

В целом "Предстояние" рискует повторить "славу" "Обитаемого острова" Федора Бондарчука: огромный бюджет, высокая планка ожиданий - и в итоге одна-единственная мощная сцена танковой атаки на весь фильм. Нарезка кадров из "Утомленных солнцем 3: Цитадель", показанная перед титрами "Предстояния", тоже ничего хорошего не обещает - в ней не было ни одного эффектного боевого эпизода.

Русские, да и немцы тоже, в "Утомленных солнцем 2" зачем-то выставлены настоящими уродами. Спасибо, Никита Сергеевич, что поведали правду о войне: оказывается, немецкие летчики были полоумными придурками, наши бойцы штыком атаковали танки, а саперы взрывали мосты со своими же отступающими войсками. А мы-то думали, они были героями.

"Предстояние" собирались показывать на больших экранах на Красной площади в день победы, но потом отменили показ - побоялись оскорбить чувства ветеранов. Так в чем же правда фильма о войне, если он может оскорбить настоящих фронтовиков?

От "Утомленных солнцем 2" ждали исторической драматики, психологической пронзительности и огромной, пробивающей сердца, художественной силы. Досадно и обидно теперь, что фильм не только не превзошел уровень первой части, но даже вообще очень слабо связан с теми, первыми "Утомленными солнцем". Михалков хотел новым фильмом показать, что вторую мировую войну выиграл не Том Хэнкс - но пока получается, что выиграл все-таки он.

Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов
24.04.2010
Предлагаем почитать также:
Лучшие фильмы второй половины апреля 2018 года
Представлены концепт-арты фильма "Конек-горбунок"
Объявлены победители фестиваля телефильмов "Утро Родины"
Евгению Миронову вручили первую награду фестиваля "Утро Родины"
Представлена программа фестиваля "Утро Родины"
"Салют-7" стал победителем "Золотого орла 2018"

Главные материалы
Дуэйн Джонсон похвастался третьей дочерью
У самого кассового актера современного кино родилась дочь
Сцены в кино с зашкаливающей крутостью
Самые запоминающиеся эпизоды в современных фильмах
Фигурки героев фильмов "Хан Соло" и "Безумный Макс" уже в продаже
Новые поступления в магазине KN Shop
Глава студии Marvel ответил на критику Джеймса Кэмерона
Кевин Фейдж прокомментировал заявление создателя "Аватара"
Лучшие фильмы второй половины апреля 2018 года
Киноакадемия "Новости кино" рекомендует к просмотру
Торжество боли или расчлененка в кино
Самые известные фильмы с членовредительствами
Между миром и войной
Рецензия пользователя Maiki к игре "This War of Mine"
Ридли Скотт - гений. Особенно вживую
Рецензия пользователя Andrew к фильму "Гладиатор"
Композиция Майровиц & Майровиц.
Рецензия пользователя Steve Austin к фильму "Истории семьи Майровиц"
© ООО "КиноНьюс"
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-49541 от 26 апреля 2012 г.
Свидетельство на товарный знак №542978
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика